Иннокентий Гаврильевич Кычкин - мой прадедушка

(Перевел с якутского мой папа)



В 1893 году, в Мегино-Кангаласском улусе в наслеге Бахсыт, в семье Гаврила Дмитриевича и Устинии Даниловны родился продолжатель рода и фамилии Кычкиных. Мальчику дали имя Иннокентий.

Все свое детство Кеша провел в Тенгелю Мегино-Кангаласского улуса, там же он закончил четыре класса (неполное среднее, семь лет в то время считалось как полное среднее образование), после продолжил учебу в городе Якутске. Тут же в Якутске он закончил семинарию, в те годы это приравнивалось к получению высшего образования. В 1917 году Кычкин И.Г. стал работать учителем.

С первых учебных дней 1917-1920 гг. заведовал Тенгелюнским 2-х классным училищем.

С 1 сентября 1921 по 1 октября 1921 гг. преподаватель Жемходинской шестилетней школы.

С 1 октября 1921 по 1 сентября 1928 гг. работал учителем Дойдунской школы. Там он работал вместе с заслуженным учителем Саха АССР Дмитрием Васильевичем Муксуновым. Они при школе организовали самодеятельный драмкружок. Там они совместно с учениками делали постановки на комедии "Дьадангы Дьаакыб", "Олох дьээбэтэ", Н.Д. Неустроев "Кукаакы Кулуба" и другие большие произведения. Кроме всего этого, они сами совместно писали и создавали разные инсценировки и делали по ним постановки и спектакли. Эти кружки дали толчок некоторым ученикам, которые нашли свое призвание и стали артистами к примеру: Народный артист СССР Василий Васильевич Местников высоко оценивает ими проделанный труд и говорит в своих воспоминаниях: "Понимание искусства ко мне привили мои учителя И. Г. Кычкин и Д. В. Муксунов", если я делаю полезное для народа, то самая большая заслуга в этом будет заслуга моих учителей. За это я им очень благодарен.

С 1 сентября 1928 г. по личной рекомендации Наркома просвещения и здравоохранения Якутии П. А. Ойунским Кычкин И. Г. направлен в Жиганский улус для организации народного образования.

С 1 сентября 1929 г. начал учительствовать в Жиганской начальной школе. По его инициативе и практической деятельности

в 1930 г. построено первое специализированное здание школы.

В 1930 г. в декабре неожиданно возникла угроза для Жиганска в связи с мятежом белогвардейцев в Булуне. В Жиганск прибыл отряд красноармейцев во главе с командиром Боевым. Началась запись добровольцев в отряд. Многие коммунисты и комсомольцы, беспартийные активисты записались добровольцами. Находясь в рядах северного сводного отряда войск ОГПУ, в качестве бойца Кычкин И.Г. принял участие в ликвидации бандитизма в Булунском округе. Под руководством учителя, при участии пионеров, в подвале старой школы (ныне отдел милиции) готовилось укрытие для пионеров-интернатчиков на случай осады и обстрела деревни белыми. Сам И. Г. Кычкин активно участвовал в работах по строительству бойниц вокруг деревни. После подавления белогвардейского мятежа наступили мирные дни. После завершения строительства здания семилетней школы интернат перевели в помещение бывшей школы. Большинство пионеров села проживало в школьном интернате. Коллектив интерната был очень дружным, в нём проживали ребята многих национальностей: эвены, якуты, евреи. В интернат часто приходил поиграть Левушка Будищев (Рабинович) по национальности еврей, приемный сын Особо уполномоченного ОГПУ Якутии по Северу – Будищева Иустина Григорьевича постоянно проживавшего в Жиганске.

С 1928-1931 И.Г.Кычкин заведовал начальной школой, затем был директором семилетней школы Жиганска. Преподавал якутский язык и литературу.

С 1931 –1933 гг. стал учителем Второй Мельджехинской семилетней школы.

С 1 сентября 1933 г. по 2 февраля 1936 гг. работал переводчиком Наркомпроса, руководителем ликбеза, переводчиком детской художественной литературы, преподавателем на сестринских курсах Наркомздрава.

С 2 февраля 1936 по 18 июля 1940 гг. преподавал в Якутском Педагогическом училище.

С 18 июля 1940 по 23 сентября 1941 гг. стал работать учителем заочного отдела Якутского Педучилища.

С 21 сентября 1941 по 1 июля 1942 гг. - учитель первой Мегюрюнской семелетней школы Мегино-Кангалаского района.

С 1 июня 1942 по 13 июня 1943 гг. - инструктор методист заочного отдела Якутского Педучилища.

С 13 июля 1943 по 3 апреля 1952 гг. - учитель, директор Жиганской семилетней школы.

Умер 3 апреля 1952 года. Похоронен в Едейском наслеге Намского района.

За достигнутые успехи в развитии народного образования и общественные работы награжден Почетной Грамотой Верховного Совета ЯАССР.

В 1947 году присвоено звание Заслуженного учителя ЯАССР.
30 ноября 1950 года награжден орденом Ленина

В августе 1967 года его имя присвоено одной из улиц села Жиганск.

В июне 1997 года присвоено звание лауреата имени А. Я. Уваровского - заслуженного учителя школ Якутской ЯАССР.

Из воспоминаний пионера 30-х годов Корякина Степана Прокопьевича:

"Хочется поподробнее описать облик учителя Иннокентия Гавриловича Кычкина, каким он сохранился в нашей памяти. Он был человеком выше среднего роста, плотного телосложения волосы подстрижены "под бобрик", небольшие черные усики, большая голова. Не помню, носил ли он галстука. Одевался просто, но чисто. Почему-то всегда носил рубашки с глухим воротом (косоворотки). Иннокентий Гаврильевич был человеком очень начитанным, широко эрудированным. По-русски разговаривал без единого акцента. Был человеком немногословным, молчаливым. Никогда не повышал голоса, говорил тихо, внятно, внушительно".

Из воспоминаний заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутии), старшего научного сотрудника улусного музея Шадриной М.И. (перевел с якутского Кычкин И.М.:


"Ближе к старости вспоминая былую молодость, всегда хочется вспомнить года, которые более ярко впечатались в моем сознании, это те года, когда все делалось во имя и во благо... Для меня эти яркие воспоминания моей молодости остаются наиболее важными событиями моей жизни.

У каждого из нас жизненные непохожие пути. Но всех нас крепко объединяют наше детство, школа, любимые с детства учителя. К сожалению, мы не можем всех запомнить, не все учителя оставляют после себя хорошие воспоминания. Человек по настоящему счастлив, если он учился у настоящего учителя, и тогда он будет всю жизнь нести о нем хорошие воспоминания.

И так, о человеке, про которого я хочу я рассказать я никогда о нем не слышала скверного, а наоборот только хорошее.

Хотя он был постоянно загруженным человеком в своей нелегкой работе, он все же, всей своей душой и всем состоянием был очень внимателен ко всем людям, знал нужду каждого и заботился от всего сердца.

Иннокентий Гаврильевич полностью отвечал званию, данному ему правительством в нелегкие для народа суровые годы. Его трудовая деятельность соответствовала его званию и никак нельзя оценивать иначе".

По воспоминаниям его одноклассника П. А. Ойунского он был членом его тайного кружка и его активным участником по изданию рукописного политического журнала. Содержание журнала было не только политическим. Журнал нес организаторский и воспитательный характер, был направлен на молодежь. Упираясь на эти воспоминания мы видим что Кычкин И. Г. был еще до революции тесно связан с революционерами и разделял их убеждения.

Как мы теперь уже знаем учителя тех времен были учителями не только для детей, но и были учителями для безграмотных и малограмотных руководителей и от всего сердца верили что строят новою и прекрасную жизнь путем ликвидации безграмотности народа.

И. Г. Кычкин участвовал во всех мероприятиях. Занимая должность директора школы, особо уделял внимание созданию материальной базы школы, по его инициативе и поддержке, будучи председателем стройкома, в Жиганске было построено здание школы-интерната. Работая директором школы, он еще выполнял обязанности теперешнего заведующего УУО. 30 июня 1930 г. с его активным участием был открыт в Хатылынском наслеге сельхозартель. Это служит доказательством того, что он занимался не только вопросами образования и строительством школ в наслегах.

29 марта 1931 года в документе "Акт о проверке Улусного Совета Жиганского Наслега" видим, что он хорошо знал все направления деятельности работы Председателя Совета. Будучи членом комиссии, он является одним из авторов проекта КСК Якутии, объединения Тунгуского района и Районов Куонары для прямого централизованного правления. (архив улуса 1.01. ф.16 хар.ед). Таким образом учитель и заведующий школой проводил работы для укрепления власти в улусе и эта его заслуга является теперешней административной территорией Жиганского улуса. Он не только обучал, но и приносил жителям северных улусов понятие о культуре жизни. И он был одним из тех, кто этим занимался.
Я и мои сверстники, закончив наслежные начальные, школы стали воспитанниками Жиганской средней школы-интерната. Мы здесь впервые одели валенки и очень им удивились, поскольку видели их впервые, узнали, что такое репродуктор, он нас удивил говорящим человеческим голосом, доносящегося из черной тарелки. Мы были в шоке от электрической лампы. В те тяжелые времена Иннокентий Гаврильевич, как заведующий и воспитатель интерната все силы и знания отдавал своим воспитанникам. Каждому из нас он уделял особое внимание. Даже помню такое, как он по отцовски осматривал наши валенки, сухие, насколько они изношены. Особенно заботился, когда мы болели. Он жил около интерната (ныне музыкальной школы) и у него была корова. Как-то почти все воспитанники интерната заболели корью. Особо сильно заболела девочка Оля. Она лежала в постели. Ела с помощью посторонних. У нее очень сильно болели глаза. Иннокентий Гаврильевич каждый день приносил из дома кипяченое молоко и поил ее, протирал ей глаза молоком. Вскоре она выздоровела благодаря Иннокентию Гавриловичу.

Иннокентий Гаврилович в интернате был, как заботливый отец, в школе он был требовательным педагогом, учителем якутского языка и литературы. Он познакомил нас с богатой великой Якутской литературой. Кроме этого он много рассказывал о своем друге П. А. Ойунском. И про то, что они в семинарии учились вместе, мы узнали позже.



Из воспоминаний моего папы

Про своего деда я знаю по рассказам своей бабушки, жены Иннокентия Гавриловича, Марии. Бабушка мне рассказывала, что они с моим дедом познакомились, когда он учился в семинарии. Мой дед был очень образованным, начитанным и эрудированным, с широким кругозором. Был очень талантливым во всем. Бабушка говорила, что они жили еще в каком-то улусе - где-то еще кроме Жиганска, где Иннокентий Гаврилович так же учительствовал. Там он написал песню, (мне запомнились только слова "красные пески") которая после стала гимном школы, ставили спектакли и разные постановки. Мой прадед очень серьезно и убежденно относился к своей работе. Мой дед, когда работал учителем и заведующим школы-интерната в Жиганске, брал к себе домой чересчур исхудавших, или заболевших детей, приводил домой особо одаренных и тяготеющих к знаниям. У них одно время жил Шемяков Н. В., он был парень очень уж сильно развитым для того времени и очень все на лету схватывал. Дед его рекомендовал к учебе. Научил куда и как поступить и кем стать после. У мальчика в Якутске никого не было. Дед договорился с капитаном теплохода "Механик Кулибин" Богатыревым, которого лично хорошо знал и был его другом, чтобы Шемяков Н. В. во время учебы жил у него.

Когда начались репрессии, моя бабушка отдала огню все документы и фотографии, она очень испугалась, когда Ойунского и Амосова арестовали, куда-то исчезали люди. Аресты были повсюду, людей забирали в НКВД отправляли в тюрьмы, обвиняли и расстреливали порой по очень смешным мотивам.

Когда я был маленьким, я никак не мог понять, почему везде пишут, что мой дедушка выходец из бедной семьи. На старых дореволюционных фотографиях я видел людей не очень уж и бедных и по нынешним временам людей. Как теперь я понимаю, он не был, как сейчас пишут сыном какого-то бедняка (в то время все, в документах писали, что они сыны бедняка или рабочего или тракториста). Моя бабушка была из богатой семьи купцов Харитоновых, до революции она окончила женскую гимназию. Она была очень высокограмотной по тем временам женщиной. До того как стала женой моему деду, была замужем, за каким-то титулованным барином, и жила вне Якутии. Там у нее родились двое детей, которые вскоре умерли по болезни. Потом умер и ее муж. После смерти мужа она переехала обратно в Якутию и вышла замуж за моего деда. Родители Бабушки не одобряли ее выбора. Дед был связан с подозрительными личностями - с людьми с революционными убеждениями. У бабушки были фотографии старых дней (они должны быть и теперь у тети Дагмары, дочери деда). Я на тех фотографиях видел по старинке очень шикарно одетых людей, ну точно таких, как сейчас вижу в иллюстрациях книг про старину или в фильмах дореволюционных Баринов. У них было имение, это теперешняя остановка на реке "Красный маяк" Это где-то напротив Кангаласс. Здания и амбары наверно и существуют и в наше время. Там до сегодняшнего дня строили себе дачи Якутские знаменитости - писатели и художники, т.е. люди искусства, к примеру: Юрий Шамшурин, Суорун Омоллоон и др. Теперь там запретили строиться посторонним людям, разрешают строиться только Кычкиным.


 

Мой прадед был женат на Марии Харитоновой, у них родилось трое детей: Мария, Дагмара и Модест. У Модеста было четверо детей: Лена, Кеша (мой папа), Дагмара и Сеня. У дяди Сени детей нет, а у отца я единственный сын, кроме меня у него есть дочь - моя сестренка Анечка. Мария стала женой Сивцева Дмитрия Кононовича (Суорун Омолоон). У них родились двое детей: Люся и Айсен. Люся стала женой Васильева Э.В. (народный художник), сама тетя Люся работает научным работником в институте туберкулеза. У них трое детей: Алеша, Илья, Дмитрий. Айсен работает в ЯГУ в факультете журналистики, женился на Сысолятиной В.Н. - она преподает в ЯГУ. У них двое детей: Мария и Айан.



Как теперь выяснилось, продолжателем фамилии, нашего деда являюсь я один.

Hosted by uCoz